Вітаю Вас, Гість
Сайт УПЦ КП, 21.02.10
Святейшему Патриарху Московскому КИРИЛЛУ,
Предстоятелю Русской Православной Церкви,
архиереям Московского Патриархата.


Ваше Святейшество!
Собратья-архипастыри!

По случаю Великого поста и праздника Торжества Православия, исполняя долг братолюбия и помня, что, несмотря на нынешнее разделение, мы служили и служим Христу Спасителю и Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, посредством этого открытого письма в очередной раз обращаюсь к вам по вопросам, которые затрагивают самые основы Православной веры.

I. Почти год назад, в предыдущую неделю Торжества Православия, по поручению Священного Синода УПЦ Киевского Патриархата я обращался к Вашему Святейшеству, а также к главе УПЦ (МП) митрополиту Владимиру и другим иерархам по поводу практики так называемого «повторного крещения», которой придерживаются многие представители Московского Патриархата в отношении крещенных в Киевском Патриархате. В этом письме, опубликованном открыто и несомненно полученном Вашим Святейшеством, была подробно и аргументировано изложена позиция Киевского Патриархата, состоящая в том, что практика «повторного крещения» духовенством Московского Патриархата крещенных в Киевском Патриархате не имеет никаких канонических или пастырских оснований, явно противоречит Символу Веры и догматам Православной Церкви.

За год, прошедший с тех пор, указанное обращение осталось, очевидно, без вашего внимания, и мы не увидели никакой на него реакции – кроме выступлений отдельных архиереев, позиция которых нашла себе больше обоснования в чувстве неприязни к Киевскому Патриархату, чем в учении Церкви. Практика «повторных крещений» продолжается – и это несмотря на то, что никакого официального документа Московского Патриархата или УПЦ (МП), предписывающего такую практику и дающего ей каноническое обоснование, не существует.

Это вынуждает меня вновь, именно в неделю Торжества Православия, обратиться к Вашему Святейшеству и собратьям архипастырям Московского Патриархата с призывом прекратить практику «повторных крещений», поскольку такая практика – не что иное, как нарушение догматов и канонов Христовой Церкви, искажение Символа Веры, более того – хула на Духа Святого. Ведь те, кто «повторно крестят» уже крещенных в Киевском Патриархате, тем самым отрицают действие благодати Святого Духа в тех, кто исповедует Православную веру и принял крещение согласно предписаниям Православной Церкви.

Даже великие Отцы Церкви и Вселенские Соборы подходили к вопросу о признании действительности Таинства Крещения с особой осторожностью, признавая действительным крещение, совершенное и у явных еретиков – ариан (Первый Собор), македониан (Второй Собор), несториан (Третий Собор), монофизитов (Четвертый Собор). Вы же, не обличив нас ни в какой ереси, не представив достаточных канонических обоснований, а действуя исключительно по собственному произволению утверждаете, что крещение, совершенное в Киевском Патриархате – недействительно. Вселенские Соборы и Святые Отцы, благоговея перед тайной действия Святого Духа и снисходя к немощи человеческой, не дерзали считать совершенно безблагодатным Таинство Крещения, совершаемое даже у еретиков – вы же дерзаете называть безблагодатным и даже «бесоугодным» крещение, совершаемое в Православной Церкви, отвергнутой вами от общения не за ересь, но лишь за желание быть равной Поместной Церковью-Сестрой, не подчиненной вашей власти.

Неутешительно и то, что за прошедший год вы не нашли возможности ответить на наше обращение. В связи с этим на память приходит известное евангельское событие: «Когда пришел [Иисус] в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем» (Мф. 21:23-27).

II. Подтверждением того, что в вопросе о крещении вы прибегаете к практике двойных стандартов и руководствуетесь соображениями не каноническими, а политическими, служат и официальные документы Московского Патриархата. В принятом вами на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году документе, именуемом «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», утверждается следующее (обращаю ваше внимание на выделенные мною слова, а также на то, что речь идет об инославных обществах, тогда как Киевский Патриархат – православный):

«1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.

1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.

1.17. Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия».

Вы утверждаете, что инославные сообщества «никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией». Однако когда речь заходит о православном Киевском Патриархате, вы без всякого сомнения утверждаете, что эта Церковь – «безблагодатная». Вы пишете, что «церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению» – однако не выражая никакого сомнения, вы устно и письменно утверждаете, что все православные христиане, принадлежащие к Киевскому Патриархату, якобы находятся вне Христовой Церкви, а потому обречены на осуждение, погибель и вечные муки.

К инославным конфессиям вы подходите дифференцированно – смотря на степень сохранности веры и строя Церкви, норм духовной христианской жизни. В то же время к католикам, протестантам, мусульманам и иудеям вы относитесь значительно лучше, чем к православному Киевскому Патриархату. С ними вы встречаетесь, общаетесь и сотрудничаете, а к нам обычно относитесь так, как относились ветхозаветные иудеи к самарянам.

Мера сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии для вас – «тайна Промысла и суда Божия». Однако вы совершенно произвольно судите о благодатности Киевского Патриархата, называя его «безблагодатным» – и не только сами судите, но и учите этому духовенство и народ, умножая ненависть «канонических православных» к «неканоническим».

Все это – горькие свидетельства того, что в Московском Патриархате отношения с другими конфессиями строятся скорее исходя из соображений соперничества и превратно понимаемых интересов РПЦ, чем исходя из учения и канонического предания Христовой Церкви. Следуя логике ваших действий для того, чтобы были признаны наши Таинства и нас перестали называть «безблагодатными», Киевскому Патриархату следует отречься от Православия и принять инославие. Ведь если бы в Киевском Патриархате пошли на унию с Ватиканом, провозгласили бы католические догматы или даже встали на путь Реформации – тогда, следуя «Основным принципам…», Московский Патриархат не стал бы утверждать, что «УПЦ КП – безблагодатное сообщество», как это имеет место сейчас.

Итак, согласно вашей логике, до тех пор, пока мы – православные, то совершенное у нас крещение – недействительно, а если бы мы стали, например, католиками, то совершенное нами крещение было бы вами признано! Такой двоякий подход не достоин православных иерархов – особенно тех, кто с гордостью именует себя «каноническими архиереями».

Можно предполагать, что в свое оправдание наши оппоненты из РПЦ станут подвергать сомнению саму православность Киевского Патриархата. Однако, эти сомнения совершенно не обоснованы, да и Ваше Святейшество их, как можно понять из нижеследующего, не разделяет. Ведь еще будучи митрополитом Смоленским Вы в июле 2006 года в письме главе УГКЦ кардиналу Любомиру Гузару отметили: «Значительная часть населения запада Украины все же не «возвратилась» в унию, но продолжила отождествлять себя с Православием, даже входя в неканонические образования. Об этом свидетельствует соотношение числа греко-католических и православных приходов в Галиции. Даже сегодня во Львовской области на 1500 униатских приходов приходится более 860 православных по вероисповеданию, хотя большая их часть по хорошо известным Вам причинам принадлежит к неканоническим юрисдикциям». Отрадно, что хотя бы в такой форме, критикуя позицию греко-католиков и желая усилить свою позицию, Вы признаете приходы Киевского Патриархата православными.

III. Двоякий подход в действиях представителей Московского Патриархата не сводится только к вопросу о действительности совершенного в Киевском Патриархате крещения. Не раз и Ваше Святейшество, и иные иерархи Московского Патриархата заявляли о том, что к верующим Киевского Патриархата вы «имеете любовь, как к отпавшим братьям». Но любовь познается не в словах, а в делах. Не можем сказать, что этой любви совсем нет у вас – она есть, но не у многих. Большинство же либо равнодушны, либо испытывают к нам чувства, весьма далекие от братских и даже христианских.

Как дело любви мы расцениваем то, что в прошлом году созданные Синодами Киевского Патриархата и УПЦ (МП) рабочие группы не только встретились, но и смогли плодотворно начать процесс подготовки к диалогу между нашими Церквами. Однако, как стало очевидно вскоре после начала этого процесса, такое благое начинание натолкнулось на жесточайшее сопротивление со стороны агрессивно настроенной части Московского Патриархата. Со стороны «ревнителей» его участники были подвергнуты нападкам и обвинениям в «измене Православию», а в саму работу групп путем кадровых перемещений внешние силы попытались внести дезорганизацию и смятение.

Встречей рабочих групп был сделан хотя и важный, но все же первый шаг на длительном пути к достижению в Украине церковного единства. Хотелось бы, чтобы этот путь был продолжен. С нашей стороны к этому мы не видим никаких препятствий, и сейчас именно от позиции Вашего Святейшества, как и епископата Московского Патриархата, будет зависеть – продолжится ли конструктивная работа, будут ли сделаны реальные шаги к преодолению существующих противоречий, или за общими словами о «братской любви» и далее будет продолжаться борьба за власть над Церковью в Украине.

IV. За прошедшие годы в адрес Московского Патриархата и других Поместных Церквей нами было направлено множество писем и обращений. Как было засвидетельствовано в этих документах, Киевский Патриархат искренне стремится придти к взаимопониманию с Полнотой Православия, включающей и Русскую Православную Церковь, и войти с нею в полное церковное общение в качестве равноправной Поместной Церкви-сестры. Большинство наших обращений вами было оставлено без внимания – но мы готовы и в дальнейшем с миром и любовью свидетельствовать о нашем желании восстановить церковный мир и единство.

Да, наши обращения остаются без ответа. Однако святитель Иоанн Златоуст вдохновляет нас писать и свидетельствовать, несмотря ни на что: «Но скажешь мне: какая польза от слов твоих? Есть польза, если кто слушает меня. Я делаю свое; сеятель сеет. Вышел сеятель сеять; и пали семена – одни возле дороги, другие на камень, иные на терние, а иные на добрую землю (Мф. 13, 3-8); три части [семян] погибли, одна только сохранилась; однако же [сеятель] не отстал от земледелия; но так как одна часть сохранилась, то и не перестал трудиться над землею. И теперь невероятно, чтобы семя, повергаемое в такое множество [слушателей], не принесло мне колоса; если не все послушают, половина послушает; если не половина, то третья часть; если не третья часть, то десятая; если не десятая, то хотя один из такого множества послушает, лишь бы послушал» (Слово о землетрясении…).

Как можно предположить, без ответа останется и это обращение. Без ответа – но верю, что не бесплодным. Своими письмами и обращениями мы желаем засвидетельствовать правду об Украинской Церкви. Поэтому надежда наша – не на убедительность наших слов или силу нашего влияния, а на Бога правды, Пастыреначальника и Главу Церкви Господа Иисуса Христа. «Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!», пусть даже Он и медлит, чтобы помиловать нас, и еще удерживается, чтобы сжалиться над нами (см. Ис. 30:18).

Пусть сердца многих из вас и остаются закрытыми для нас, уши глухими к нашим обращениям и души не соболезнуют нашей скорби, а радуются нашему стеснению – мы скорбим об этом, а надежду нашу возлагаем на Божие милосердие. Мы знаем, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9), видим, как Господь помогает нам в наших скорбях и трудностях и надеемся, что известным Ему путем Он приведет Православную Украинскую Церковь к единству, а Киевский Патриархат – к признанию.

По случаю праздника Торжества Православия искренне желаю Вам, Ваше Святейшество, и вам, собратья-архипастыри, благодатной помощи Божией в трудах на благо Церкви Христовой. Да ниспошлет всем нам Господь Иисус Христос примирение и единомысленное исповедание святой веры Православной, а Церкви своей – единство в Духе и Истине!

С любовью во Христе

ФИЛАРЕТ,
Патриарх Киевский
и всея Руси-Украины


21 февраля 2010 г.,
Неделя Торжества Православия















УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.